|
Контроль расхода топлива
Выберите интересующий Вас раздел:
Для транспортных предприятий расход топлива является одним из важнейших показателей. Контроль расхода топлива - это одна из основных задач, которая ставится предприятием при внедрении системы спутникового ГЛОНАСС/GPS-мониторинга. Минимизация расхода топлива напрямую влияет на доходы предприятия, его конкуретноспособность, ведь далеко не каждый водитель заинтересован в экономном расходовании топлива. А руководство предприятия, не имея средств контроля, предпочитает экономить на заработной плате, оправдывая это тем, что водители всё равно предоставляют неверные данные о расходе топлива, зарабатывая сливом топлива или перепродажей топливных талонов.
Если раньше экономия на средствах технического контроля топлива могла быть оправдана их высокой стоимостью, то сейчас этот аргумент уже не актуален. С другой стороны, цены на бензин, дизельное топливо и другие ГСМ составляются вполне ощутимую часть в себестоимости грузоперевозок. Появились доступные и надёжные технические системы GPS-контроля расхода топлива, которые мотивируют водителя к экономии, что улучшает моральный климат в коллективе, позволяет повышать зарплаты и делает привлекательной честную работу. Снижая себестоимость и повышая ответственность сотрудников, предприятие, внедрившее системы GPS-мониторинга и контроля топлива, получает ощутимые преимущества перед конкурентами.
Популярные системы контроля расхода топлива
Мы не будем рассматривать различные устаревшие, ненадёжные и экзотические ныне способы контроля, вроде датчиков топлива проточного типа с "турбинками". Остановимся на современных способах контроля расхода топлива, популярных среди пользователей системы GPShome и наших партнёров.
Контроль нормативного расхода топлива
Самый простой способ контроля основан на расчёте "нормативного" расхода топлива исходя из пробега автомобиля, времени работы двигателя на холостом ходу и местности, в которой эксплуатируется автомобиль (город, трасса, горные дороги и тп.). Этот метод очень прост, так как не требует никакого специализированного оборудования, кроме ГЛОНАСС/GPS-терминала, подключённого к датчику зажигания (ACC). Сервер спутникового GPS-мониторинга рассчитывает пробег и моточасы, исходя из данных, поступивших от GPS-трекера транспортного средства. После этого, исходя из нормативного расхода топлива и различных коэффициентов, описанных в нормативной документации - "Методических указаниях" Минтранса РФ, сервер мониторинга рассчитывает нормативный расход топлива.
Контроль расхода топлива по нормативам - простой и дешёвый. Можно использовать самые простые GPS-трекеры. Не нужно ставить никаких датчиков уровня топлива, модифицировать топливную систему автомобиля, подключаться к бортовому компьютеру с помощью CAN-адаптера и тому подобное.
Обратной стороной этой простоты является то, что нормы расхода топлива не в полной мере учитывают особенности эксплуатации транспорта и его техническое состояние. Пробки, неисправности двигателя, перегрузка могут приводить к увеличению фактического расхода топлива и конфликтам с водителем, допустившим перерасход. С другой стороны, водитель, машина которого израсходовала топлива меньше нормы, получит "премию" в виде полной стоимости разницы между нормативным и фактическим расходом ГСМ, даже если в этой экономии нет его непосредственной заслуги.
Учитывая достоинства и недостатки контроля топлива по нормативам, мы рекомендуем использовать его в следующих случаях:
- Если контроль расхода топлива для Вашего предприятия является желательным, но не обязательным фактором (например, если сотрудники получают фиксированную оплату за километраж, за рабочее время, по числу выездов и тп.)
- Если по каким-то причинам на Ваш транспорт нельзя установить ёмкостной LLS-датчик уровня топлива или подключить GPS-трекер к штатному датчику уровня топлива или к CAN-адаптеру.
- Для оценки отклонения фактического расхода топлива от нормативного - планового - расхода. С этой целью нормативные данные включены в отчёт "Расход топлива (фактический)".
Контроль расхода по штатному датчику топлива
Этот способ применяется довольно часто. Штатный датчик уровня топлива - это обычно поплавок с рычагом, подключённым к реостату, или переменному резистору. При движении рычага положение реостата изменяется, изменяя сопротивление в электрической цепи. Измеряя сопротивление (или напряжение), можно выяснить положение поплавка в баке и уровень топлива. Такие датчики применялись на транспорте начиная с 1940-х годов, ими в разных вариантах оснащены большинство легковых и грузовых автомашин. Штатный датчик уровня топлива хорош тем, что он предусмотрен конструкцией любой автомашины или иного агрегата с двигателем внутреннего сгорания и может быть подключён к GPS-терминалу как обычный аналоговый датчик.
Использование штатного датчика имеет и свои минусы. Во-первых, для подключения требуется некоторое вмешательство в электрическую схему автомашины. Во-вторых, и это главное, показания штатного датчика могут сильно "плавать" из-за колебаний уровня топлива в баке при тряске. Даже если движения стрелки указателя уровня топлива на приборной панели кажутся незначительными, реальные показания датчика могут иметь разброс на десятки литров, внося путаницу в данные о расходе топлива на сервере мониторинга.
Контроль уровня топлива по дополнительному ёмкостному датчику
Это наиболее точный способ контроля. Он полностью независим от бортовых систем автомобиля, но требует установки дополнительных ёмкостных датчиков в каждый бак автомобиля.
Ёмкостной датчик уровня топлива представляет собой ёмкостной измеритель уровня - длинную трубку - с креплением и управляющим электронным блоком. Датчик устанавливается в верхней точке бака таким образом, чтобы трубка-измеритель была погружена в топливо. Ёмкостные датчики бывают аналоговыми или цифровыми, что позволяет подключать их к разным портам GPS-трекера. Ёмкостной датчик уровня топлива отличается высокой точностью, которая не изменяется при обрезании трубки-измерителя по размеру бака: диапазон выходного сигнала остаётся прежним. Он не имеет никаких движущихся частей, исключительно надёжен и меньше подвержен колебаниям уровня жидкости, чем рычажный потенциометр штатного указателя уровня топлива.
Система GPS-мониторинга получает и преобразует данные от датчика в информацию о текущем уровне топлива или иной жидкости. Исходя из изменений уровня топлива в баке фиксируется его фактический расход, а также заправки и сливы топлива. Фактический расход топлива сравнивается с нормативным расходом, из чего можно сделать вывод об экономии или перерасходе и попытаться выявить их причины.
Ёмкостной датчик можно использовать не только для топлива в баке автомобиля. Существуют ёмкостные датчики для цистерн бензовозов, топливозаправщиков, молоковозов и прочих транспортных средств, перевозящих наливные грузы, а также ёмкостные датчики для контроля сыпучих грузов: песка и тп.
Обратной стороной специализированного ёмкостного датчика является повышенная сложность монтажа, который рекомендуется проводить только силами квалифицированных специалистов.
Если точный контроль расхода топлива или уровня жидкости в цистерне является для Вас принципиальным, то мы настоятельно рекомендуем использовать именно такие - ёмкостные - датчики.
Контроль расхода топлива по данным бортового компьютера (CAN-шины)
Это наиболее прогрессивный на сегодня способ контроля расхода топлива, если не планируется установка дополнительного ёмкостного датчика. Общеизвестно, что из CAN-шины автомобиля можно получить немало сведений о работе его систем, и, в частности, об уровне топлива в баке и о мгновенном расходе. Обычно расчёт фактического расхода топлива основывается на изменении уровня топлива.
Трекер подключается к CAN-шине через специальное устройство - CAN-адаптер. Необходимые данные считываются CAN-адаптером, передаются в GPS-трекер и далее на сервер спутникового мониторинга.
Этот способ прост, точен и обычно не требует вмешательства в конструкцию автомобиля. На рынке доступны CAN-адаптеры для множества моделей легковых, грузовых автомобилей, тягачей, сельскохозяйственных машин, строительной техники. Кроме данных об уровне топлива, CAN-адаптер позволяет получать и другие полезные данные об автомобиле: работу и обороты двигателя, срабатывание разных систем, открывание дверей, люков и клапанов, температуру в грузовом отсеке и многое другое.
Эфективность системы контроля топлива
Какую бы систему контроля топлива Вы ни выбрали, главным для предприятия, конечно, остаётся экономический эффект внедрения. А он складывается из нескольких факторов:
- Точность, полнота и непрерывность контроля
- Комплексный анализ информации с учётом пробега, стоянок и времени холостого хода автомобиля, его загрузки, скоростного режима
- Доступ экономистов и руководителей к исторической информации и аналитическим отчётам в любое время
- Удобство пользования системой мониторинга и контроля
- Недоступность системы для "модификации" со стороны водителя
- Надёжность, долговечность и качественное сервисное обслуживание
Комплексная система спутникового мониторинга транспорта GPShome и входящая в неё подсистема контроля расхода топлива (контроля уровня жидких и сыпучих продуктов) отвечают всем этим требованиям, помогает предприятию контролировать и вести всесторонний учет работы каждого автомобиля, сокращает расходы на ГСМ, запчасти, ремонт и техническое обслуживание. Кроме того, система спутникового мониторинга и контроля топлива помогает создать коллектив дисциплинированных и ответственных сотрудников, мотивированных выполнять рабочие задания и сберегать ресурс техники. Система быстро окупается, уменьшая потери топлива и рабочего времени. Себестоимость услуг транспортной компании снижается, сохранность грузов увеличивается, а общая эффективность работы значительно увеличивается.
|
|